Вампиры: легенды старой крови

— Где вероятнее всего можно получить укус вампира?
— В романе 19 века.

Стивен Фрай

Введение

Взявшись за тему вампиризма, я порядком расстроился. Я надеялся взять свою старую научную работу, отредактировать её и выложить в блог, но укор в глазах моего любимого редактора дал понять, что количество копипаста в статье превышает все разумные пределы. Осознав тот прискорбный факт, что простым рерайтом дело не ограничится, я решил полностью переписать текст, стараясь избегать исторических профанаций и откровенного бреда.

Миф о вампире — один из самых сложных в изучении. Дело тут в том, что во-первых, миф очень старый, во-вторых, крайне распространенный, в-третьих, он включает в себя множество других мифов (о колдунах, восставших мертвецах, заблудших душах, потусторонних демонах) и реальных историй (граф Цепеш, случаи преждевременного захоронения, некрофилия, редкие генетические аномалии и каннибализм).

Даже во время вспышек вампиризма в XVII-XVIII веках некоторые исследователи порой подвергали сомнению само существование вампиров. Так, французский библиовед Дом Огюстен Кальме в своей диссертации «О появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезин» пытался доказать, что около 75% всех историй о вампирах суть вымышленные. Дом Кальме писал:

«Вампиризм был результатом расстроенного воображения суеверных, которые воображали, что некоторые люди после смерти подымались из своих могил, беспокоили целые деревни, сосали кровь у своих родных и умерщвляли их. Этих мнимых мертвецов, беспокойных ночных бродяг, прокалывали насквозь, рубили и жгли, не сознавая бесчеловечности таких отношений к лицам, которые большей частью были умершие, никогда и не думавшие беспокоить живых, поднявшись из могил, как потому, что не в состоянии были подняться из могил, так и потому, что в безотрадном состоянии обморока они попросту были не способны»

Кажется удивительным, что этот древнейший миф продолжает здравствовать и сейчас. Даже не упоминая многочисленные комиксы, кино и игры, посвященные этой теме, до сих пор на свете существуют люди, искренне верящие в собственную вампирскую природу. Так, в студенческую бытность, ко мне на собрании местного форума подошел знакомый администратор и спросил, не хочу ли я пообщаться с настоящим вампиром. Разумеется, я согласился, впрочем, сохранив здравую долю скептицизма. Мое отношение к существованию вампиров всегда было крайне рациональным.

Общение происходило через смс, так как девушка-вампир не хотела раскрывать свою личность. Она сообщила, что в нашем городе есть деревянный дом, принадлежащий клану вампиров, там находится их культурный и религиозный центр с библиотекой и храмовой частью. Их владыка — Каин, который живет на Тибете вот уже несколько тысяч лет, но дел с ним рядовые вампиры не имеют, так как за многие годы жизни Первородный обезумел и превратился в настоящего монстра. Кровь они пьют, но очень небольшое количество — «по рюмке раз или два в неделю», покупают ее на черном рынке через служащих банков крови. Больше ничего узнать не получилось, так как градус моего скептицизма оттолкнул эту барышню и от дальнейшего общения она отказалась.

Это было любопытно, так как это была не первая моя встреча с феноменом вампиризма. Ранее моя подруга, в честности которой мне не приходилось сомневаться, рассказала об обучении у чернокнижных сибирских ведьм. В его рамках она участвовала в странном ритуале, целью которого было определение «вампирического начала». Ее вогнали в экстатический транс, после чего напоили «красной жидкостью», которая, как она позже поняла, оказалась кровью. Своё состояние во время ритуала девушка назвала «наркотическим». Вампира внутри нее обнаружено не было, и вскоре обучение прекратилось.

Говоря о личных магических практиках, я вспоминаю, как в детстве (7-9 лет) я использовал «крюк крови» и «шипы крови». Первая техника заключалась в том, что я визуализировал багряно-красный крюк из центра чуть ниже пупка, которым я «цеплялся» за идущих впереди меня людей: это позволяло сохранить силы и двигаться быстрее и дальше; вторая техника представляла визуализацию вокруг меня багряной фигуры, напоминающей плод дурмана: шипы при этом могли сокращаться или мгновенно удлиняться и поражать рядом идущих людей. Долгое время доводя эту технику до совершенства, я мог сознательно оттолкнуть от себя мимо проходящего человека или даже заставить его упасть — так я спасался в своем неблагополучном районе от общения с не самыми приятными представителями человечества.

Все это побудило меня исследовать миф о вампире. Я думал проследить его развитие от момента зарождения до современности, попутно нарисовав карту распространения. Какого же было мое удивление, когда я понял, что этому мифу не менее шести тысяч лет, а ареал его распространения охватывает весь мир, включая островную Азию, обе Америки и Африку! Что же заставило такое количество людей верить в существование мистических созданий, пьющих человеческую кровь и обладающих сверхъествественными силами?

Важный момент: в течение всего времени мне придётся часто обращаться к следующим работам: «История вампиров» Монтегю Саммерса , «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзера и «Энциклопедия вампиров» Гордона Мэлтона. Для вашего удобства, я не буду брать отрывки текстов оттуда в цитаты, но помните, что заслуга в поиске и систематизации этих мифов принадлежит не мне. Остается лишь надеяться, что подобная компиляция не будет резать глаз!

Этимология термина

Начнем мы, пожалуй, с изучения самого термина. Слово «вампир» пришло к нам из венгерского языка, где оно бытует в форме «vampir», но вообще это слово скорее славянского происхождения. У славян оно встречается в аналогичной форме в русском, польском, чешском, сербском языках, сосуществуя с такими вариантами, как болгарское слово «вапир», «вепир», рутенское «vepir», «vopir», русское «упырь», польское «upier». Миклошич в качестве одного из возможных вариантов происхождения слова «вампир» предлагает турецкое слово «uber» — «ведьма».

Работа Уильяма Рэлстона «Песни русского народа», откуда я привожу следующий отрывок, была опубликована в начале 1872 года. Рэлстон пишет:

«Это название никогда не могли удовлетворительно объяснить. Слово «вампир» именно в этой его форме — «vampir» — южнорусское «upuir», «upir» до сих пор сравнивали с литовским «wempti» = «пить» и «wempti», «wampiti» = «рычать», «ворчать» и выводили его из корня pi- (пить) с префиксом u = av, va. Если эта деривация верна, то главную особенность вампира можно истолковать как подобие опьянения кровью. В соответствии с этими представлениями хорваты называют вампира «pijavica», а сербы говорят о человеке с лицом, красным от постоянного пьянства, что он «багровый, как вампир».

Определение термина

Владимир Иванович Даль сообщает нам, что вампир — это сказочный оборотень, который после смерти превращается в кровососа, грызущего людей, или колдун. Большая Советская Энциклопедия превращает вампира в мертвеца, выходящего из могилы, чтобы вредить людям и сосать их кровь, и загадочно добавляет, что у древних славян был некий культ жертвоприношения упырям. Мифологический словарь дает наиболее полную версию мифа, характерную для славян:

«Вампир, в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущей кровь у спящих людей, насылающий кошмары. В. становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы, умершие преждевременно смертью и погибшие от укусов вампиров. Считалось, что их тела не разлагались в могилах, и прекратить их злодеяния можно было, вбив в тело В. осиновый кол, обезглавив его и т.п. Оберегами от В. служили также чеснок, железо, колокольный звон и др. В славянской мифологии — упырь».

Собственно, именно это описание стало каноничным и легло в основу современного западного фольклора. Но какой облик принимал вампир на востоке?

Душа умершего, имеющая все повадки вампира, присутствует в Таиланде, где существует жуткий летающий демон — асванг, обычно появляющийся в образе прекрасной девушки, которая начинает свою вампирическую деятельность ночью и всегда возвращается домой до рассвета, чтобы продолжить обычную жизнь. Источником этих сверхъестественных способностей считалась магическая мазь. В своем вампирическом состоянии асванг становилась большой птицей, которая летала в небе с криком «какак», или «кикак». Она садилась на крышу дома будущей жертвы и высовывала язык с острым концом. Этот конец использовался для того, чтобы проколоть яремную вену, а кровь высасывалась через трубчатые полости языка.

В Малайзии верят в птанггалан — одно из вампироподобных существ в местном фольклоре. Согласно мифу, оно произошло от женщины, в разгар исполнения ею церемонии дудок бертам — церемонии раскаяния. Она сидела в огромном деревянном чане, который использовался для хранения уксуса, получаемого из сока пальмового дерева. В этот момент подошел мужчина и спросил, что она тут делает. Напуганная, она рванулась и побежала с такой силой, что се голова отделилась от тела, а ее внутренности потянулись за ней, и так она взлетела на ближайшее дерево. Эта отделенная голова со свисающими внутренностями стала злым духом. Она появляется на верхушках крыш в момент рождения ребенка, издает высокие резкие звуки и пытается подобраться к ребенку, чтобы высосать его кровь.

Вампирическими чертами обладали также и индийские бхута — души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они жили вокруг тех мест, где происходила кремация, в развалинах, заброшенных местах или пустыне, и могли трансформироваться в сов или летучих мышей. Бхута скитались в ночи и появлялись как тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. В северной Индии подобную роль выполнял брахмапаруша.

Мы видим, что представления о самом вампире в разных странах различны. Осевыми элементами мифа являются кровь, неупокоенная душа и магические способности. Эти три элемента можно представить в виде основных тезисов:

  1. Кровь является вместилищем души.
  2. При определенных условиях душа может остаться на Земле, а не попасть в загробный мир.
  3. Вампир — волшебное существо, обладающее магическим талантом и сверхъестественными способностями.

Давайте последовательно разберем все эти три элемента.

Кровь как носитель души

Основным элементом вампирического мифа является кровь. Надо понимать, что в сознании человека кровь всегда являлась священной жидкостью. Рудольф Штайнер в своей работе «Оккультное значение крови» характерно объясняет, что кровь вместе с сосудами и сердцем является носителем эфирного тела, тогда как спинной и головной мозг выражают астральное тело. Не вдаваясь в анализ правдивости этой информации, отмечу, что подобное отношение характерно для большинства древних народов мира.

Монтегю Саммерс упоминает историю, которую услышал от австралийского путешественника Боннея, который исследовал племена, проживающих по берегам реки Дарлинг в Новом Южном Уэльсе. Он пишет, что больных или ослабленных людей принято подкармливать кровью, которой делятся их близкие и друзья. Это происходит через вскрытие вены на предплечье, после чего кровь собирают в деревянную чашу. Дождавшись её загустевания, больной пальцами отправляет получившуюся массу в рот.

Некоторые из племен индейцев Северной Америки воздерживаются от употребления в пищу крови любого животного, потому что в ней заключена его жизнь и душа. Охотники-иудеи выпускали из убитой добычи кровь и присыпали её пылью. Они не прикасались к крови, будучи уверенными, что она содержит в себе душу животного. Распространено предписание, согласно которому не должна проливаться на землю кровь верховного правителя.

Поэтому, когда нужно казнить самого правителя или кого-то из членов его семьи, изобретают такой способ казни, при котором царская кровь не попала бы на землю. Боязнь пролить кровь на землю объясняется верой в то, что в ней пребывает душа и что из-за этого земля, на которую попадает кровь, становится табуированной или священной.

В западной Африке, если кровь упала на Землю, землю стоит посыпать пеплом, утрамбовать и тщательно замести. И дело тут не только в том, что попадание крови на что-либо обозначало принадлежность этого предмета человеку, пролившему кровь. В крови заключена душа, и злой колдун мог захватить эту кровь, чтобы потом вредить человеку.

В представлениях народов Сибири мы видим, что человек делится на три тела: собственно физическое тело, духовное тело, или разум, и астральное тело, или душу; другими словами, ту часть человека, которая заключала в себе его «Я». И именно эта самая важная часть человека, считалось, содержалась в крови. Когда человек случайно резался, то он стремился как можно скорее завязать рану боясь не потери крови, а потери души.

Если обратиться к настоящему, то врачи, с которыми я консультировался при создании этого текста, честно признались, что часто назначают переливание крови, когда уже не помогают другие средства. «Обычно это происходит так — уже попробовали одно, другое, третье, человеку не становится лучше; в таком случае обычно машут рукой и говорят: ну давайте ему кровь перельем, вдруг поможет». Подобное отношение является реликтовым наследием древнего мифа.

Неупокоенная душа

Вторым важным элементом вампирического мифа является неупокоенная душа. Нормальный процесс погребального обряда у подавляющего большинства народов мира подразумевает под собой адекватный и своевременный трансфер души из мира людей в мир духов, или загробный мир. Земля — не место для мертвецов, и люди со всей тщательностью пытались обеспечить своим умершим друзьям и родственникам переход в другой мир.

При этом сама душа часто представляется птицей, готовой улететь. Такое представление, вероятно, оставило следы в большинстве языков и продолжает сохраняться в качестве поэтической метафоры. Особенно странные представления о душе-птице проявляется у малайцев. Если душа готова взлететь птицей, можно воспользоваться рисом как приманкой, чтобы либо помешать ей улететь, либо возвратить из опасного полета. У славян существовало вера в навий — загробных духов иноплеменников, классически представляемых в виде птиц. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. В полной мере раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь «на злых ветрах». Крик этих птиц означает смерть; навьи нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь.

В некоторых случаях душа человека может мстить своим обидчикам. Это может произойти вследствие насильственной смерти или нарушения погребального обряда.

Так, басуты по возвращении с поля битвы совершают специальное омовение. Совершенно необходимо, чтобы воины как можно скорее очистились от пролитой ими крови, иначе тени жертв будут непрестанно преследовать их и нарушать их сон. В полном вооружении воины строем направляются к ближайшему источнику. Когда они входят в воду, колдун, расположившись на возвышении, кидает в поток очищающие вещества. В последнем нет, однако, такой уж необходимости. Омовению подлежат также копья и боевые топоры.

У негров багешу (Восточная Африка) убивший не может возвратиться в свой дом в день совершения убийства, но он имеет право войти в селение и провести ночь в доме друга. Он убивает овцу и вымазывает грудь, правую руку и голову внутренностями животного. К нему приводят его детей, и он то же проделывает с ними. Затем внутренностями и кишками овцы он вымазывает дверь с обеих сторон, а остатки их забрасывает на крышу дома. В течение всего дня он не смеет притрагиваться к пище руками, а переправляет ее в рот двумя палочками. На жену эти запреты не распространяются. Она может, если ей того хочется, даже оплакать человека, которого убил ее муж.

Воины живущего на севере Замбези племени ангонов, убившие в походе врагов, вымазывают свое тело и лицо золой, надевают на себя одежду своих жертв и обвязывают вокруг шеи веревки, так чтобы концы их свисали на плечи или на грудь. Это одеяние они носят на протяжении трех дней после своего возвращения с похода. Поднимаясь на рассвете, они бегают по деревне и, чтобы отогнать души убитых, испускают истошные вопли. Ведь если эти души не выгнать из домов, они могут принести живым болезнь и несчастье.

Помимо неправильно погребенных и убитых, есть еще одна категория людей, душа которых не может успокоиться после смерти. Это колдуны и ведьмы, то есть  те категории людей, что при жизни общались с демоническими силами и обладали сверхъествественными способностями.

По рассказам полешуков, при затянувшихся смертных муках колдуна родственники выбивали доску в потолку, либо просверливали дыру, либо даже частично разбирали крышу. Объяснялось это тем, что нужно было дать выход нечистой силе, что жила в теле колдуна. Важным условием для нормальной смерти колдуна было передача своего колдовского таланта, «чертей» одному из родственников.

Магические способности вампира

Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глеи Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Убийство осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих».

Среди местной народности ибо было поверье, что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).

П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, при этом самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.

Среди народа якё в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкубы или суккубы, ложась на людей и душа их.

Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте постменопаузы.

Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херсковиц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы-вампира, чьё существование признавалось большинством западноафриканских пленен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару — на Гаити, асема — в Суринаме и сукуян — в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской.

Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки.

Мифотворчество

Мы выяснили, что миф о вампире стоит на трех столпах: крови, души и магии. Но какие фактические предпосылки могли спровоцировать веру людей в потусторонних ценителей кровавого пиршества?

1. Летаргический сон

Монтегю Саммерс говорит, что в начале ХХ в. в Соединенных Штатах сообщалось в среднем об одном преждевременном погребении в неделю. Франц Хартман в книге «Buried alive» ссылается на 700 случаев в его собственном врачебном округе в конце XIХ в. Майкл Ренфт в «De Mastication Mortuorum» отмечает, что врачебные ошибки могли быть быть причиной того, что вандалы, грабящие труп вскоре после погребения, легко могли быть испуганы его «воскрешением». Обсуждая белградских вампиров в 1732 г., Герберт Майо в «On the truths Contained in the Popular Superstitions» предполагает, что это были люди, «просто живые или, по крайней мере, жившие в течение некоторого времени после погребения; короче говоря, те, которых погребли живыми, и чья жизнь, если она еще продолжалась, была оборвана из-за невежества и варварства откапывавших их». Возможность этого проиллюстрирована в истории, цитируемой Саммерсом:

«Некий сельский житель Заретто, слишком много выпив и попав под дождь, вымок до нитки и прилег отдохнуть в своих мокрых одеждах. Его охватили ужасные конвульсии, ближе к одиннадцати часам он впал в состояние комы. Он стал холодным, и его дыхание остановилось. В восемь часов на следующее утро его взяли, чтобы похоронить. Дорога пролегала через гористую местность, и подпрыгивание похоронных дрог неожиданно вывело Заретто из пьяного оцепенения»

2. Генетические заболевания

На севере Европы встречается редкое (7-12 случаев на 100 000 населения) наследственное заболевание порфирия. Термин «порфирия» объединяет в себе группу заболеваний (почти все из них являются наследственными), которые сопровождаются нарушением синтеза порфиринов, участвующих в образовании гемоглобина. Избыточное количество порфиринов, среди всего прочего, способствует повышенной светочувствительности. Из книги Марка Фалкирка:

«Порфирия», симптомами которой являются упадок сил, побледнение кожи и светобоязнь. Затем кожа истончается и начинает гнить, покрываться язвами и рубцами, слизистая десен и внутренней части губ лопается, начинает кровоточить и обнажает корни зубов. Многие века больных этой болезнью принимали за вампиров и оборотней, пытали и казнили.

3. Священные тексты

Библия, а именно мифы и предания Ветхого Завета, часто излишне возбуждали горячее воображение верующих христиан. Так, например, не самую последнюю роль в формировании мифа о вампире сыграла легенда о Каине и Авеле, сыновьях первой человеческой пары — Адама и Евы:

«И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом. И она ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принёс Каин из плодов земли дар богу. И Авель принёс также из первородных стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его»

Убив Авеля, Каин был вынужден удалиться, так как земля, принявшая кровь брата его от руки его, не могла давать больше «силы своей» для него. Но для того, чтобы Каин не был убит в изгнании, бог сделал ему знак и объявил, что тому, кто убьёт Каина, «отмстится всемеро».

Апокалипсис Моисея, ветхозаветный апокриф, составленный между III и V вв. н.э, говорит:

И после этого, Адам и Ева были друг с другом и когда они спали, Ева сказала Адаму, своему господину: «Мой господин, Адам, слушай, я видела во сне этой ночью кровь моего сына Амилабеса, которого называем Авелем, которая льётся в уста Каина, его брата и он пьёт ее без жалости. Но Авель умолял оставить ему хоть каплю крови, и всё же Каин не послушал его и выпил всё; и жизни не осталось в Авеле и душа вышла из уст его уст. И Адам сказал, «Давай встанем и пойдем посмотрим, что с ними случилось. (Я боюсь), чтобы искуситель не напал на них где-нибудь».

Табари, армянское устное предание, говорит о том, что Каин, собравшись убить брата, не знал, как это сделать, но в это время появился ворон (или сатана в облике ворона) и убил другого ворона куском камня, после чего Каин последовал его примеру. Берешит рабба, еврейское предание, содержит несколько различных версий: Каин убил Авеля камнем, палкой или камышом; Каин видел, как Адам закалывает жертву, и таким же образом поразил брата в горло — предписанное место для заклания жертвенного животного. Возможно, именно это предание легло в основу представления классического укуса вампира.

4. Древние магические практики

Еще древние галлы имели обыкновение пить кровь врагов и обмазывать ею себя. Они верили, что это принесет им удачу в бою. Многие австралийские племена верили, что кровь — это лучшее лекарство от старости и недугов. А у шаманов островной Азии был обычай давать чашу с кровью своему заболевшему правителю. Они верили, что это вернет ему молодость и здоровье.

5. Психическая болезнь

Вампиризм определен как акт пития крови из объекта (обычно объекта любви) и получение результирующего сексуального возбуждения и удовольствия. Высасывание или питие крови из раны — часто важная часть акта, но не необходимая. Питье крови может быть особенностью садомазохизма, ритуалов крови, фетишизма, ритуальной мести, психозов и опьянения наркотиками. Это — самовыражение, унаследованное из архаичного мифа, ритуальный акт взятия крови, приносящий временное облегчение.

Имеются несколько зарегистрированных случаев индивидуумов, страдающих вампиризмом и некрофилией. В 1827 году, в городе Легер, некая больная в возрасте 29 лет, выкопала труп 12 летней девушки, искалечила ее гениталии и выпила ее кровь. В середине 1840-го французский сержант Бертран вырыл трупы, сперва изнасиловал их, а потом мастурбировал над ними. Он описал, что находился в состоянии большого сексуального возбуждения. Другой француз, Генри Спот, был обвинен в 1886 году в некрофилии и вандализме. Он осквернил могилу 18-летней девушки и сексуально злоупотребил ею. Возможно, один из наиболее поразительных примеров этого типа чрезвычайно неправильного поведения показан случай печально известного Питера Куртена из Германии. Куртен сексуально искалечил и убил многочисленное количество людей, женщин и детей, занимаясь при этом некрофилией и вампиризмом. Еще один немец, Фриц Гаарман, известный как «Ганноверский вампир», убил приблизительно 24 юных мужчин. В течение убийств он потворствовал в вампирических и некрофилических утехах.

6. Романтизм

В начале XIX века стали появляться, в основном в северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления оперы «Вампир» А. Де Лжаспсрини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ вампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гёте и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз Нодье, Шарль Бодельер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь.

Германия дала рождение современному литературному вампиру. Первой современной литературной работой о вампире была небольшая поэма Генриха Августа Оссепфельдера «Вампир» (1748). К этому же ряду можно отнести поэму «Леонора», повествовавшую о вновь вернувшемся, который претендует на свою любовь и хочет забрать возлюбленную в могилу как свою вечную невесту. Эта поэма, хотя ее и нельзя назвать в полной мере вампирической, сыграла заметную роль в литературе Германии и Англии. Еще больше популяризовала тему вампира поэма Гёте «Коринфская невеста», опубликованная впервые в 1797 году. Гёте был ведущей литературной фигурой на континенте, в его внимание к теме вампира легализовало ее для других.

Первым вампирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много крови и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гёте, Полидори и лорда Байрона — современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том виде, как они были задокументированы во время вампирической истерии, составили основу «Вампира» — романа, написанного в 1908 году Энрико Бони. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхов в деревенском быту.

Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Капуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. — 1907). Автор стремился к объективному описании) фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация). Одновременно с «Вампиром» Капуана вышел роман «Черный доктор» Даниеля Оберто Маррама.

Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий были: «Пробудившиеся с кладбища» Нипо Cauapeca (1932), «Рассказ об оборотне» Томмаяо Ландольфи (1939), «Осенний рассказ» (1947), «Последний Ликантроп» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальберго Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.

7. Моровые поветрия.

Одним из самых страшных событий древнего мира было распространение моровых болезней, которые порой выкашивали население целых городов. Я провел исследование вспышек чумы и прочих инфекционных заболеваний и заметил большое сходство между распространением мифов о вампирах и историями о смертельных поветриях.

Вампиризм и эпидемии, в равной степени терзавшие юго-восточную Европу в конце XVII и начале XVIII вв., продолжались до ХIХ в. Эпидемии свирепствовали на Хиосе в 1708, в Межибоже и Белграде в 1725 и 1732, Сербии в 1825, Венгрии в 1832 и в Данциге в 1825 году. Вампиризм был столь же опасен и в другие времена и стал предметом академических трактатов, издававшихся в немецких университетах, особенно в Лейпциге. В одном из богословских исследований, принадлежащем перу Иоганна Генриха Цопфта (Сопфиуса) и названном «Dissertatio de Vampiris Serviesibus» (1733), дается классическое описание вампира:

«Вампиры выходят из своих могил ночью, нападают на людей, спокойно спящих в своих постелях, высасывают всю кровь из их тел и уничтожают их. Они досаждают живым мужчинам, женщинам и детям, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Те, кто волей судьбы попадает под их злобное влияние, жалуются на удушье и полную потерю сил, после чего они вскоре угасают»

Кажется очевидным мифологизация непонятного тогдашней науки процесса в глазах обычного человека. Даже классические методы избавления от вампира, такие, как серебро, чеснок и сжигание трупов почти прямо отсылает нас к классическим методам дезинфекции.

Доктор Мор, известный кембриджский платоник, в «An Antidote Against Atheism» («Противоядие от атеизма», 1653) рассказывает, как вампир мучил священника в Пентше, в Силезии.

«Однажды вечером, когда этот богослов, как обычно, сидел со своей женой и детьми, собравшимися вокруг него, упражняясь в музыке, по всей комнате вдруг разлилось неожиданное зловоние. Вслед за этим священник и его семья обратились к Господу с молитвой. Тем не менее, запах усилился и стал сверх всякой меры несносным, настолько, что они были вынуждены подняться в свою комнату. Он и его жена не находились в кровати и четверти часа, когда они почувствовали такую же вонь в спальне. И в то время как они жаловались друг другу на это, из стены вышел призрак и крадучись подошел к кровати богослова, дохнул на него пронизывающе холодным духом и испустил такой невыносимый смрад, что ни описать, ни вообразить это невозможно»

С древних времен считалось, что зловоние вампира предвещает и сопровождает появление чумы. Уильям из Ньюбери в «Historia Rerum Anglicarum» приводит историю отлученного от церкви развратного мужа, терроризировавшего свой родной город:

«Воздух стал гадким и испорченным, когда это зловонное и гниющее тело бродило вокруг, вследствие чего разразилась ужасная чума и не стало дома, в котором бы не оплакивали своих близких, и вскоре город, который еще совсем недавно был густо населен, оказался покинутым полностью, потому что и те, кому посчастливилось выжить после этой эпидемии и опасных нападений, поспешно переехали в другие районы, чтобы тоже не погибнуть». Два молодых человека, обнаружив труп этого мужчины, рубили его лопатой, пока не хлынула кровь, а потом сожгли его. Уильям продолжает: «Чума, так жестоко уничтожившая людей, полностью прекратилась сразу же, как только это проклятое чудовище было уничтожено, как будто оскверненный воздух был очищен тем огнем, который сжег отвратительное животное, заражавшее всю атмосферу»

Кто такой вампир?

Мы погрузились в прошлое и немного коснулись удивительной темы мифа о вампире. Мы узнали традиции прошлого и верования наших предков. Что же мы можем сказать о сути вампирского мифа?

Для начала нужно отделить миф о вампире от посторонних веяний: случайных ошибок врачей, восприятия моровых поветрий, случаев безумия, генетических аномалий, магических практик древних целителей, романтических представлений мрачно настроенных писателей и спекуляций на уровне священных текстов.

У нас остается два направления человеческой мысли: вампира как ожившее сознание, блуждающее во тьме небытия и жаждущее внимания и демоническое постсмертное бытие колдунов.

В первом случае вампир, или, как я называю, низший вампир — это зомби, вурдалак, блуждающая душа, жаждущая упокоения. В этом плане низший вампир близок к привидениям, духам и восставшим мертвецам. Это полусознательное магическое создание, которое одержимо болью и ужасом, которое в кошмаре иллюзорного бытия блуждает по земле и пытается доделать свои земные дела.

Во втором случае вампир, которого можно называть высшим — это магическое существо, бывший колдун, обладающее сверхъестественными способностями к продолжению своей жизни и ищущее все возможности для дальнейшего существования. В этом контексте высший вампир близок оборотням, демонам и полубогам.

Я думаю, что мощи древних святых, которые прославляются церковью как объект поклонения, однозначно являются физическими останками высшего вампира. В эту же категорию входят магические практики Лилит и то, что в народе называется энергетическим вампиром.

В самом деле, нет никакого противоречия между этими проявлениями кластера вампирического мифа: трудность его восприятия кроется в переплетении многих верований на протяжении длительного времени.

Я не думаю, что питие крови имеет физическую потребность для высшего вампира, скорее, здесь имеет смысл сам факт потребления крови как духовного начала человека. В этом контексте высшие жрецы религиозных сект, деятели культуры и политические лидеры по праву могут носить звание высших вампиров.

Стоит ли нам прогибаться под их мрачную волю или самим искать пути бесконечного существования в темнице материального мира? Этот выбор, как и многие другие, ложится на ваши плечи, мои дорогие друзья.

Вампиры: легенды старой крови: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s